Приветствую Вас, Гость

 

  • Литература МРЦ по проблемам 
     
    детской одаренности Cкачать

 

 

Обмен опытом

 

 

Обмен опытом
 
 

Колышницына Татьяна Сергеевна

учитель английского языка школы №80 г. Ярославля

В 2001 году закончила исторический факультет ЯГПУ им. К.Д. Ушинского с присуждением квалификации учителя истории, английского языка по специальности «история».

Педагогическую деятельность начала и до сих ведет в школе №80 с углубленным изучением английского языка г. Ярославля. Преподает английский язык для учащихся начальной школы и 5-х классов; занимается репетиторством. Ведет активную работу в методическом объединении учителей иностранного языка. Является классным руководителем 5 «а» класса.

Ряд учеников, подготовленных Т.С. Колышницыной, стали победителями и призерами олимпиад и конкурсов, проводимых на различных уровнях: городском, областном, межрегиональном, федеральном и международном. В конкурсе на лучший перевод английского стихотворения, проводимом МОУ СОШ №80 г. Ярославля в декабре 2013 года, одна ученица заняла 1-е место. В конкурсе среди учащихся 3-х классов «Мой любимый английский герой», проводимом МОУ СОШ №80 г. Ярославля в октябре 2015 года, одна ученица завоевала 1-е место, вторая – призовое место. В муниципальном конкурсе «Wordmaster», проводимом в май 2014 года, приняли участие 3ученика. В городском страноведческом конкурсе «Across English-Speaking Countries», проводимом ГЦРО в ноябре 2015 года, приняло участие два ученика. В Российской открытой Зимней интернет-олимпиаде по английскому языку, проводимой «МетаШколой» (г. Санкт-Петербург) в декабре 2015 года, один ученик был удостоен дипломом I-й степени, еще двое – дипломами III-ей степени. В Международном дистанционном конкурсе по английскому языку для учеников 1-11 классов «Олимпис 2016 – весенняя сессия», проводимом в марте 2016 года, приняли участие 4 ученика.

Татьяна Сергеевна руководит деятельностью кружка для учащихся начального звена. Совместно с директором школы Г.В. Хитровой она разработала авторскую педагогическую технологию «crafts», ориентированную на интеграцию общего и дополнительного образования, на сочетание внеучебных материалов по английскому языку и технологии.

Периодически участвует в семинарах по методике обучения иностранным языкам, проводимых издательствами «Просвещение», «Cambridge», «Pearson» и «Титул».

Регулярно проходит повышение квалификации. В ноябре 2013 года прошла курсы на базе ГОАУ ЯО ИРО «Управление педагогическим процессом в условиях реализации ФГОС». С сентября по декабрь 2014 года проходила курсы на базе ГОАУ ЯО ИРО «ФГОС: методика обучения основным видам речевой деятельности на уроках иностранного языка». В марте-апреле 2014 года проходила курсы на базе ГОАУ ЯО ИРО «Реализация требований ФГОС основного общего образования. Иностранный язык». С сентября по декабрь  2015 года проходила курсы на базе МОУ ГЦРО «Организация работы классного руководителя в соответствии с требованиями ФГОС».

Научные поиски затрагивают методику преподавания английского языка, психолого-педагогическое сопровождение одаренных школьников, организацию дополнительного образования. Участник десяти научно-практических конференций. Опубликовано три статьи, отражающие научные интересы автора. Одна из них – в научном журнале «Ярославский педагогический вестник», который входит в перечень рецензируемых научных изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией РФ, а также включенный в Российский индекс научного цитирования. Вторая статья – сборнике материалов научно-практической конференции «Чтения Ушинского». Третья – в научном журнале «Edukacja otwarta» («Открытое образование»), издаваемом Высшей школой имени Павла Влодковица в г. Плоцке, Республика Польша.

Член ЯРОО «Ассоциация учителей английского языка». В 2016 году была приглашена в качестве эксперта и члена жюри регионального конкурса проектов и программ «Использование эффективных методик, инновационных технологий и форм работы с одаренными детьми».

Имеет благодарность факультета социального управления (2014), благодарность ЯРОО «Ассоциация учителей английского языка» (2015), грамоту ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (2015), благодарность МОУ «Городской центр развития образования» (2015), благодарность Межрегионального ресурсного центра по поддержке одаренных детей и подростков (2016). 

МРЦ представляет научную статью и мастер-класс педагогов МОУ СОШ № 80 Т.С.Колышницыной и Г.В.Хитровой для  преподавателей английского языка, работающих с одаренными детьми младшего школьного возраста. 

Мастер - класс -Пасхальная открытка(на примере технологии «сrafts») скачать

"Интеграция учебной и внеучебной деятельности при изучении английского языка в начальной школе (на примере технологии «сrafts»)"

 

Аннотация. В статье проанализирована проблема интеграции учебной и внеучебной деятельности в преподавании английского языка в начальной школе. Определены особенности внеурочной деятельности с младшими школьниками, систематизированы компетенции, формируемые на внеурочных занятиях, раскрыта специфика межпредметных связей. В статье представлен опыт использования технологии «crafts», ориентированной на интеграцию не только учебной и внеучебной деятельности, но и английского языка, и технологии, как учебных предметов. Обобщены виды деятельности, формы, средства, выделены этапы и уровни программы. Обозначены перспективы развития технологии «craft». Материалы статьи могут быть полезны учителям начальных классов, учителям английского языка и технологии, а также заместителям директора школы по воспитательной работе.

 

Ключевые слова: интеграция общего и дополнительного образования, преподавание английского языка, педагогическая технология, межпредметные связи, начальная школа, младший школьник.

 

Интеграция учебной и внеучебной деятельности открывает безграничные возможности для развития современного школьника, ведь синтез ресурсов обеспечивает совершенствование познавательных и творческих способностей обучающихся. В начальной школе интеграция общего и дополнительного образования имеет свою специфику. Интерес младшего школьника к учебе, его склонности к занятиям творческими видами деятельности обусловлены возрастными и психологическими особенностями.

Процесс социализации современного младшего школьника чрезвычайно противоречив. С одной стороны, его особенности проявляются в стремлении к знаниям, интересе к окружающему миру, открытости в общении. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. С другой стороны, в младшем школьном возрасте ребенок особенно восприимчив к мнению старших, к любой получаемой, в том числе из ненадежных источников, информации. Существует риск негативного влияния улицы, приобщения к вредным привычкам. Альтернативой подобной траектории развития может послужить вовлеченность в сферу дополнительного образования, потенциал которой существенно возрастает при интеграции с учебной деятельностью. 

Среди тенденций в развитии современного образования исследователи выделяют и усиление социально-педагогической функции дополнительного образования, и его взаимодействие с общим образованием, и ориентацию на непрерывность образования [7. С. 86]. Перечисленные направления в развитии образования обусловливают актуальность разработанной авторской педагогической технологии «сrafts» (от англ. craft – ремесло, искусство, мастерство, умение, поделки), ориентированной на интеграцию не только учебной и внеучебной деятельности, но и английского языка, и технологии, как учебных предметов. Данный курс предполагает создание условий для творческого развития младшего школьника, расширение его кругозора, формирование практических умений в рукоделии.

Особо следует подчеркнуть, что содержание программы отражает идею «горизонтальной интеграции» учебной и внеучебной деятельности [6. С. 226]. Суть этой идеи заключается в учете изучаемого на уроках учебного материала в ходе организации кружковой работы. Так, при изучении темы «Рождество в Великобритании» школьники на уроке знакомятся с традициями англичан отмечать этот праздник, отрабатывают новые слова, тематические блоки, совершенствуют навыки письма. Во время занятия в кружке они своими руками изготавливают рождественские открытки, сани Санта-Клауса с оленями, ангелов и рождественские колокольчики. При изучении темы «Моя семья» на уроках вводятся новые лексические единицы, связанные с членами семьи, а во время внеурочных занятий учащиеся изготавливают пальчиковые игрушки, разучивают песни о семье и разыгрывают мини-диалоги.  Таким образом, изучение темы продолжается во внеучебной деятельности, и у учеников есть возможность не только закрепить полученные на уроке знания, но и научиться чему-то новому, ознакомиться с культурой, традициями и обычаями стран изучаемого языка, попробовать себя в новой социальной роли, приобрести ценный жизненный опыт.

На внеурочных занятиях в большей степени реализуются межпредметные связи [9. С. 15]. Содержание таких предметов, как английский язык, технология, ИЗО, окружающий мир, литература, история, география, музыка в той или иной мере находит отражение в тематике курса «crafts». Все это позволяет утверждать, что данная технология ориентирована на реализацию компетентностного подхода в образовании. На внеурочных занятиях у обучающихся формируются следующие ключевые компетенции [11. С. 246].:

- коммуникативные качества;

- умение сотрудничать и работать в группе;

- умение организовать свою работу;

- развитие творческих способностей;

- общекультурные, социокультурные компетенции;

- учебно-познавательные компетенции.

Занятия в кружке проходят в неформальной обстановке, характеризуются творческим подходом и свободой выбора учителем и учениками тематики, содержания и видов деятельности. Выбор последних определяется как интересами школьников, так и способностью руководителя кружка быстро освоить новую для себя технику. К видам деятельности, используемым в технологии «crafts», можно отнести:

- рисование и раскрашивание;

- копирование, обводка шаблонов и трафаретов;

- бумагопластика (оригами, айрис фолдинг, квиллинг, скручивание, обрывание и скатывание бумаги, создание объемных и полуобъемных фигур и пр.);

- изготовление аппликаций, панно и коллажей;

- лепка (пластилиновые иллюстрации и объемные фигуры);

- работа с природными материалами (осенними листьями, шишками, желудями, сухой травой);

- изготовление поделок с использованием бытовых предметов (пуговиц, ткани, пайеток, ниток, ватных дисков, пластиковых пробок, бутылок, газет и др.).

Технологию «craft» отличает сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы. В ходе коллективной деятельности учащиеся выполняют задания по обобщению материала (например, готовят коллаж или стенгазету по изученным ранее достопримечательностям Великобритании). При разбивке на группы школьники распределяют обязанности по изготовлению части большой работы. Например, для создания пейзажей Англии в различные времена года класс делится на 4 группы в соответствии со временем рождения. Каждая группа готовит пейзаж с использованием крашеных макаронных изделий и природных материалов. Индивидуальная работа строится на самостоятельной деятельности учащихся.

Средства, используемые в кружковой работе, весьма разнообразны и зависят от отобранных технологий и видов деятельности. Классифицировать средства работы можно следующим образом. В группу аудиальных средств входят аудиозаписи (музыкальные произведения, песни, сказки). К группе визуальных средств относятся предметы, макеты (готовые поделки), карты (географические, контурные карты англоязычного мира), слайды. Группу аудиовизуальных средств составляют кинофильмы, видеоролики, видеофрагменты, ИКТ-презентации. Таким образом, и дети-визуалы, и кинестетики могут в оптимальной для себя форме воспринимать информацию. Для последних наиболее важна возможность изготовить поделки своими руками и буквально «прикоснуться» к изучаемому материалу (чего они чаще всего лишены в рамках проведения урочных занятий).   

         Занимательность и новизна содержания, форм и методов работы должны постоянно варьироваться [5. С. 215]. От этого зависят эффективность и результативность внеклассной работы. Структура внеурочных занятий не имеет такой четкости, как урочные, но тем не менее включает определенные этапы:

  • подготовительный;
  •  основной;
  • заключительный.

На первом этапе происходит антиципация (предвосхищение, предугадывание) с использованием аудиофрагментов или картинок, а также демонстрацией готовых поделок (когда ученики догадываются, какие материалы и техники будут использоваться для ее изготовления).

Для второго этапа характерна непосредственная работа над поделкой. Здесь же вводится материал для разучивания песен или демонстрируются видеофрагменты по теме.

На третьем этапе у школьников есть возможность применить поделку в игре и повседневной жизни. Они разыгрывают мини-диалоги, обмениваются мнениями, оценивают свои работы и поделки одноклассников (рефлексия), поют песни, играют с объемными фигурками, дарят своим родным сделанные открытки и поделки.

Курс «Crafts» целесообразно подразделять на уровни. На первом уровне (2 класс) учащиеся изучают названия материалов и инструментов для изготовления поделок на английском языке (ножницы, клей, бумага, картон и пр.), а также действий, связанных с работой (клеить, вырезать, сгибать). Школьники учатся следовать инструкциям на английском языке, знакомятся с фольклором англоговорящих стран, изготавливают поделки, связанные с временами года, национальными праздниками, обычаями и традициями. На втором уровне (3 класс) учащиеся получают возможность ознакомиться с материалами по страноведению Великобритании и США, изготавливают объемные и полуобъемные фигуры. На третьем уровне (4 класс) материалы по страноведению расширяются и охватывают  Канаду и Австралию. Ученики чаще работают  в группах и коллективе, сами придумывают инструкции к демонстрируемой поделке на английском языке, а также готовят краткие сообщения по изучаемой тематике.

В 5 классе курс «сrafts» может быть продолжен проектной деятельностью, изготовлением своими руками коллажей, стенгазет, брошюр, компьютерных презентаций или письменных сообщений.

Перспективой развития данной технологии можно считать привлечение школьников среднего звена к занятиям в кружке, создание разновозрастных групп. Это будет способствовать развитию организаторских и коммуникативных способностей, а также дружеских, товарищеских отношений среди детей [1. С. 56]. Подобные занятия имеют также большой воспитательный потенциал, и способствуют социализации учащихся.

Результатами применения технологии Crafts во внеучебной деятельности являются:

  1. в образовательной сфере – развитие познавательных способностей, расширение кругозора; развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным язы ком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания; умение проектировать собственную деятельность; расширение словарного запаса; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения; увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами; развитие способности выполнять различные трудовые действия (рисовать, лепить, вырезать, конструировать и др.);
  2. в воспитательной сфере – развитие коммуникативных качеств,  умение организовать свою работу, развитие творческих способностей; художественно-эстетическое воспитание,  формирование толерантности;
  3.  в сфере социализации – умение сотрудничать и работать в группе, коллективе; формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;  приобщение к культуре англоязычного мира; принятие системы ценностей отечественной культуры, осмысление особенностей собственной культуры через изучение культуры других народов.

Опыт показывает, что с введением курса «сrafts» у школьников лучше развивается мелкая моторика рук. По выражению немецкого философа И.Канта “Рука – вышедший наружу мозг” [12 С. 99], а известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» [12 С. 212]. Учащиеся становятся более аккуратными, творчески подходят к заданиям по технологии, легче осваивают лексику и больше узнают о жизни и традициях в странах изучаемого языка, применяют полученные знания на уроках.

Библиографический список

  1. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах (пособие для учителей общеобразовательных учреждений) [Текст]. - М.: Просвещение,  2013.- 177 с.
  2. Золотарева А. В. Интеграция формального и неформального образования [Текст]  // Воспитание школьников, 2013. – №6. – С. 8-15.
  3. Золотарева А. В. Развитие системы образования в аспекте интеграции его формальной и неформальной составляющих: итоги обсуждения проблемы на Ярославской образовательном форуме [Текст] // Ярославский педагогический вестник, 2013. – №3. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 239-242.
  4. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие [Текст] / Под. ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. - М.: АРКТИ, 2006. - 296 с.
  5. Лекомцева Е.Н. Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности: Методические рекомендации [Текст]. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского», 2011. - 305 с.
  6. Молоков Д.С. Зарубежный опыт предоставления услуг в сфере дополнительного образования детей [Текст] // Ярославский педагогический вестник, 2013. - №1. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 225-231.
  7. Молоков Д.С. Тенденции развития дополнительного образования [Текст] // Ярославский педагогический вестник, 2008. - №3. – С. 83-86.
  8. Молоков Д.С. Тенденции развития советской общеобразовательной школы второй половины 60-х – первой половины 80-х годов [Текст]: Дисс. канд. пед. наук / Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. - Ярославль, 2004. – 148 с.
  9. Паладьев С.Л. Интеграция общего и дополнительного образования в школе [Текст] // Заместитель директора по воспитательной работе, 2009. - №8. - С. 13-16.
  10. Паладьев С.Л. Интеграция учебной и клубной деятельности в педагогическом процессе общеобразовательной школы [Текст] // Концепции ведущих ученых института педагогики и психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006. - С. 117-134.
  11. Хитрова Г.В., Гусева Е.И., Тихомирова Л.Ф. Психолого-педагогические условия развития лингвистических способностей младших школьников [Текст] // Ярославский педагогический вестник, 2014. – №4. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С.242-248.
  12. Энциклопедия Великие ученые / Пономарева Т.Д. [Текст]. – М.: АСТ, 2004. – 390 с.

 

 

МРЦ организует профессиональные мероприятия по обмену опытом среди специалистов, работающих с одаренными детьми и талантливой молодежью.

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Эффективные модели выявления и поддержки молодых талантов» Подробнее...

Круглый стол для организаторов летних лагерей «Стратегия эффективности профильного лагеря для одаренных детей»

 

В апреле МРЦ организовал круглый стол для организаторов летних лагерей «Стратегия эффективности профильного лагеря для одаренных детей»

 

В мероприятии приняли участие педагоги Ярославской и Костромской области. Был представлен опыт работы профильного лагеря «Областная летняя многопредметная школа» Костромского центра дополнительного образования «Одаренные школьники» (директор Татьяна Николаевна Резепина) и лагеря «Летний Лицей» Рыбинского района Ярославской области (директор Ирина Александровна Пазухина).
 

Специалисты обсуждали вопросы:

  1. Целевые ориентиры программы профильного лагеря для одаренных детей, талантливой молодежи.
  2. Принципы отбора содержания и набора участников во временное объединение, на профильную смену для одаренных детей и талантливой молодежи.
  3. Концептуальная основа программы профильного лагеря для одаренных детей, талантливой молодежи.
  4. Критерии эффективности программы и методы оценки результатов.


В работе круглого стола принимали участие ученые ЯГПУ им.К.Д.Ушинского
ANG
Ангелина Викторовна Золотарева, доктор педагогических наук, научный консультант МРЦ

 vl
Владимир Владимирович Юдин, доктор педагогических наук, научный консультант профильного лагеря «Летний Лицей»

VideoОзнакомиться с видео записью круглого стола можно здесь.

 

Вторая часть видео записи круглого стола: вопросы и ответы


Участвовать в круглом столе «Развитие одаренности в профильном лагере»

В рамках учебного семинара «Модели сопровождения одаренных обучающихся в образовательном пространстве региона» проходил круглый стол слушателей.

Среди участников педагоги учреждений дополнительного образования и преподаватели ЯГПУ им.К.Д.Ушинского.
В ходе обсуждения затрагивались вопросы:

  • Эффективные модели работы с одаренными детьми
  • Необходимость диагностики признаков одаренности
  • Проблемы сопровождения одаренных детей в Ярославской области
  • Проблемы сопровождения одаренных детей в Ярославской области

О программе учебного семинара «Модели сопровождения одаренных обучающихся в образовательном пространстве региона»
Вы также можете ознакомиться с аудиозаписью круглого стола  "Реализация потенциала одаренных детей и молодежи в Ярославской области" здесь.

 

 


Повышение квалификации

Qual

МРЦ организует курсы повышения квалификации и учебные семинары по теме «Сопровождение одаренных обучающихся»

ЯГПУ им. К.Д.Ушинского приглашает Вас на курсы повышения квалификации «Тьюторское сопровождение одаренных обучающихся в условиях взаимодействия высшего, общего и дополнительного образования».   Начало занятий: 15 апреля 2014 года.

Учебный план курса

Курсы повышения квалификации 72 часа «Модели сопровождения одаренных обучающихся в образовательном пространстве региона»

В мае 2013 года МРЦ проводит первый модуль курсов повышения квалификации «Индивидуальная образовательная траектория одаренного ребенка» для учителей географии, биологии, экологии и педагогов дополнительного образования

Примерная учебная программа

Занятия проводят ярославские ученые и педагоги-практики ресурсных центров по работе с одаренными детьми. Занятия проходят в форме лекций, практикумов, круглых столов. Итоговая аттестационная работа слушателя в виде инновационной программы с учетом полученных знаний и умений проходит публичную защиту. Государственный документ о повышении квалификации – удостоверение факультета повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров ЯГПУ им.К.Д,Ушинского.

Формы обучения: вечерняя (будни с 16 до 19.10), очно-заочная (2 сессии по 4-5 дней).

Учебные семинары

Программа одного модуля учебного семинара рассчитана на 36 ч
1 модуль (дос)
2 модуль (дос)
Программы семинаров могут формироваться по запросу заказчика.
Документ о повышении квалификации – сертификат факультета повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров ЯГПУ им.К.Д,Ушинского.
Формы обучения: вечерняя (будни с 16 до 19.10), очно-заочная (продолжительность одного модуля 4-5 дней).

 

 


Научные проекты

«Разработка модели взаимодействия учреждений общего образования с учреждением высшего профессионального образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на одаренных детей»
При поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 г.)»
Научный руководитель: Ангелина Викторовна Золотарева доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой управления образованием ЯГПУ им.К.Д.Ушинского.
В рамках проекта разработана модель межрегионального ресурсного центра по поддержке одаренных детей и подростков на базе вуза. Подробнее

«Разработка пилотной региональной модели развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей, адекватной запросам рынка труда»
При поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 г.)»
Научный руководитель: Ангелина Викторовна Золотарева доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой управления образованием ЯГПУ им.К.Д.Ушинского